Сегодня уникальный день – День предпринимателя. В самом слове «предприниматель» заложены действие, активность, предприимчивость.

 

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия ?

Иметь статус малого и среднего предприятия выгодно, так как это позволяет:

Господдержка

Государство помогает МСП в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 17–25 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Для помощи выделяют:

  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь (ст. 78 БК РФ);
  • бюджетные инвестиции (ст. 80 БК РФ);
  • государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК РФ).

На субсидию можно купить основные средства, оснастить рабочие места, погасить кредит, заплатить за аренду, сырье и материалы либо потратить ее на другие нужды бизнеса. Например, в Москве действует Порядок предоставления субсидий из бюджета для МСП, которые входят в число резидентов технопарков, индустриальных промышленных парков или территорий особой экономической зоны города Москвы.

Также МСП вправе получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность (ст. 18 Закона № 209-ФЗ).

Кроме того, такие предприятия имеют право на бесплатные консультации или могут получать компенсацию затрат на оплату услуг консультантов (ст. 20 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки МСП. Так, ФНС России ведет Единый реестр малого и среднего предпринимательства, куда включает компании, которые отвечают признакам МСП. Дополнительно в каждом регионе есть Фонд поддержки предпринимательства, который консультирует МСП и помогает деньгами.

При этом МСП получают поддержку в сфере образования, инноваций и промышленного производства, а также ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Внимание: Не все средние и малые предприятия вправе получить господдержку

Налоговые и бухгалтерские льготы

Для МСП закон предусматривает (ст. 7 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ):

Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

МСП вправе не устанавливать лимит наличных средств в кассе (п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

С 2017 года микропредприятия могут полностью или частично отказаться от принятия локальных актов (Правил трудового распорядка, графиков сменности, положений о премировании и т. д.). Но в таком случае работодатель обязан включить все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Типовую форму такого договора утвердило Правительство РФ в постановлении от 27 августа 2016 г. № 858.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать для МСП налоговые льготы (ст. 1415 НК РФ). Так, в г. Москве налог на имущество для МСП уменьшают на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимости в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика (п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»).

Сокращенный срок проверок

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов в год – для микропредприятий. На это указывает часть 2 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ограничения сроков в отношении МСП действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке срок общий – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия, если она есть (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются (ст. 89 НК РФ).

С 2016 года действует запрет на плановые неналоговые проверки МСП. Он продлится до конца 2018 года (ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15).

Из запрета есть три исключения.

Исключение 1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ, имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности или есть решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия (ч. 2 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

На практике это означает, что в план проверок нельзя включить МСП, которое за указанный период не нарушало закон. Если предприятие обнаружит себя в таком плане, то нужно написать заявление об исключении (ч. 23 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

Исключение 2. Не освобождаются от проверок МСП, если их деятельность связана (ч. 1 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ):

  • со здравоохранением;
  • с образованием;
  • с социальной сферой;
  • со сферой теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определяет постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944.

Исключение 3. Запрет не касается надзора в области (ч. 6 ст. 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ):

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, которые эксплуатируют сооружения I или II класса опасности;
  • негативного воздействия на окружающую среду I или II категории;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • защиты государственной тайны;
  • управления многоквартирными домами (лицензионный контроль);
  • деятельности аудиторских организаций, которые называет Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ;
  • использования атомной энергии.

Такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровью граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить.

Участие в госзакупках

МСП имеют особые гарантии участия в госзакупках (ст. 30 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗпостановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352).

Гарантия 1. Заказчики обязаны закупать 15 процентов от общего объема годовых закупок у МУП и социально ориентированных некоммерческих организаций. Причем в таких закупках участвуют только компании, которые могут подтвердить свой статус МУП. Других участников не допускают.

Гарантия 2. Заказчики проводят обычную закупку, но ставят обязательное условие, согласно которому выигравший подрядчик обязан привлечь МУП в качестве субподрядчика. Причем объем контракта в субподряд не может быть меньше 5 процентов от общей цены.

См. подробнее рекомендации о том, как заказчики проводят закупки у МСП по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.

Смягчение административного наказания

Если МСП или его сотрудники впервые совершили административное правонарушение, то наказание в виде штрафа могут заменить предупреждением. Это возможно, даже если норма не предусматривает смягчение (ч. 23 ст. 3.4 КоАП РФ). Так, суд заменил штраф в размере 86 000 руб. директору среднего предприятия на предупреждение (постановление Ростовского областного суда от 21 февраля 2017 г. № 4а-195/2017).

Для замены наказания необходимо, чтобы административное правонарушение:

  • не нанесло имущественный ущерб;
  • не создало угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • не причинило вред и не поставило под угрозу вреда жизнь и здоровье людей, объекты животного и растительного мира, окружающую среду, безопасность государства, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *