Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения контролирующими органами проверок предпринимателей, является Федеральный закона от 26.12.2008 № 294 – ФЗ.
Согласно положений данного закона при внеплановой проверке проверяется, во-первых, соблюдение предпринимателем требований, установленных законодательством, во-вторых, выполнение ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в-третьих, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия и по предупреждению возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Установлены следующие основания проведения внеплановой проверки:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан, информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Кроме того, внеплановые проверки могут проводится на основании приказа руководителя органа контроля, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановые проверки, проводимые на основании поступившей информации о возникновении угрозы причинения вреда и/или причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде могут быть проведены органом контроля только после согласования с органом прокуратуры.
Важной гарантией защиты прав предпринимателей является запрет на проведение внеплановых проверок по обращениям, по которым невозможно установить лицо, обратившееся в орган контроля (т.н. анонимки), и по обращениям, которые не содержат информации о нарушениях.
О проведении внеплановой проверки, проводимой по обращениям, поступившим в орган контроля, предприниматель должен быть уведомлен не позднее чем за 24 часа до ее начала.
Еще одна гарантия, закрепленная в законе: если внеплановая проверка проводится в целях контроля исполнения предписания, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного предписания, запрещено проверять соблюдение иных обязательных требований.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, и прежде всего на основании имеющихся в его распоряжении документов.
Если достоверность сведений, содержащихся в этих документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем обязательных требований, орган контроля направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения руководителя органа контроля о проведении документарной проверки.
Предприниматель, в свою очередь, обязан в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган указанные в запросе документы в виде заверенных копий.
Законодателем установлен запрет требовать нотариального удостоверения копий документов.
Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки, несоответствие каких-то сведений, информация об этом должна быть направлена предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме, которые подлежат обязательному рассмотрению органом контроля.
И только в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо орган контроля установят признаки нарушения законодательства, он вправе провести выездную проверку.
Еще одна гарантия — при проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов контроля.
При выездной проверке проверяются сведения, содержащиеся в документах предпринимателя, а также соответствие работников, состояние территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (работы, услуги) и принимаемые предпринимателем меры по исполнению требований закона.
Выездная проверка проводится по месту нахождении или осуществления деятельности предпринимателей.
При выездной проверке проверяющий обязан предъявить служебное удостоверение, обязательного ознакомить с распоряжением о выезднойпроверке, а также с целями, задачами, основаниями, сроками проверки.
Предприниматель в свою очередь, обязан предоставить возможность ознакомиться с необходимыми документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию и транспортным средствам.
Всего срок, проверки (как выездной, так и документарной) не превышать 20 рабочих дней, который, в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.
Проверка всегда должна проводиться на основании распоряжения (приказа) либо руководителя, либо заместителя руководителя органа контроля и только теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении.
Заверенные печатью копии распоряжения должны быть вручены под роспись предпринимателю или его представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Законом установлены определенные ограничения для должностных лиц органа контроля при проведении проверки, например, запрещено:
— проверять выполнение требований, если они не относятся к полномочиям органа контроля;
— проводить внеплановую выездную проверку в случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя проверяемого лица;
— отбирать образцы продукции, какие- либо пробы без оформления соответствующих протоколов.
По результатам проверки должен быть составлен акт по установленной форме, к которому прилагаются протоколы отбора, объяснения работников предпринимателя и выданные предписания. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается предпринимателю или уполномоченному им представителю под расписку. Если необходимо получить какие-либо заключения испытаний, экспертиз, акт проверки может быть составлен в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверки.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, в котором должностными лицами органа контроля делается запись о проведенной проверке.
Если предприниматель не согласен с актом проверки или выданным предписанием, он вправе в течении 15 дней представить в орган контроля свои возражения и документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.
В качестве гарантии законом предусмотрено право предпринимателя привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением установленных законом требований не могут являться доказательствами нарушения закона и подлежат отмене вышестоящим органом контроля или судом на основании заявления предпринимателя.
К грубым нарушениям закон относит проведение проверки:
при несоблюдении срока уведомления о проведении проверки;
когда нет оснований проведения внеплановой выездной проверки или когда такая проверки не согласована с органами прокуратуры
когда проводится проверка без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа контроля
когда истребуются документы, не относящихся к предмету проверки,
когда превышен срок проверки
и когда не вручен акт проверки.
За нарушение порядка проведения проверок органом контроля установлена административная ответственность по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Но при этом, необходимо помнить, что за воспрепятствование законной деятельности органа контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок со стороны предпринимателей также наступает ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Прокуратура г. Нижней Туры